Менеджмент на предприятии, каким он должен быть?
Менеджмент является неотъемлемой частью современного рынка. Данный термин стал привычным. В переводе с английского он означает управление, заведование, организацию. Сфера употребления и оттенки значения русского слова «управление» и английского «менеджмент» различны. Под управлением понимают администрирование, распоряжение. Слово «менеджмент» употребляется при рассмотрении деятельности организаций в условиях рынка. Что же такое менеджмент на предприятии? Это умение достигать поставленные цели.
В данном определении скрыты все виды и содержание управленческой деятельности: для достижения успеха надо знать, как это сделать, применить свои знания на практике; не достигнув желаемого результата, нельзя считать, что научились управлять; необходимо правильно выбирать, и ставить цели.
Менеджмент на предприятии – система управления производством, применяемая для повышения его эффективности и получения прибыли, а также процесс управления сотрудниками, которые осуществляют производственно – экономическую деятельность в условиях рынка. Целью менеджмента является постоянное преодоление риска в настоящем и будущем, предоставление менеджерам определенной свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности, обеспечивающих быстрое реагирование на изменение условий. Основная задача менеджмента на предприятии — производить продукцию с учетом потребностей потребителей и возможностей предприятия, а также обеспечить предприятию стабильное положение на рынке. К другим задачам относятся: создание и обеспечение высокоэффективного производства; использование высококвалифицированных работников; координация работы всех структурных подразделений организации и контроль; поиск новых рынков сбыта; разработка стратегии предприятия; выбор приоритетных целей и последовательность их достижения; определение ресурсов, необходимых для производственной деятельности.
Определение целей, перспективность развития и прогнозирование результатов – задачи стратегического управления. Оперативное управление заключается в том, чтобы организовать нужное структурное подразделение, обеспечить его ресурсами и руководством. Обратной связью является контроль достигнутых результатов. Менеджер – центральная фигура в любой организации, обеспечивающая выполнение работы, то есть успех в бизнесе, качество выпускаемой продукции, правильную расстановку квалифицированных специалистов и хорошую рекламу. Менеджер в любой организации выполняет три функции: выступает в качестве руководителя организации или какого-либо подразделения; собирает, обобщает информацию о внешней и внутренней среде; разъясняет стратегию и цели организации; принимает различные решения. Работа менеджера строится на комбинации таких двух ключевых составляющих, как отношение к производству и отношение к людям. К основным функциям менеджера можно отнести: выработка общего плана действий; координация работы всех подразделений управления; воздействие на нижестоящие звенья и их руководителей; подбор кадров на различные участки управления. Менеджер должен: обладать знаниями в области управления организациями; быть компетентным в той отрасли, к которой относится производство; распределять, перераспределять ресурсы фирмы; принимать обоснованные решения; анализировать деятельность и действия фирм конкурентов; предвидеть спрос, конъюнктуру на рынках, внутренних и внешних; руководить людьми, зная способности и возможности своих подчиненных и правильно их оценивая.
Менеджеру на предприятии необходимы определенные навыки, которые можно разделить на следующие группы: концептуальные, в которых участвуют память, мышление и знания. Эти качества необходимы для сбора и анализа информации, а также принятия управленческих решений; административные, связанные с выполнением управленческих функций планирования, координации, мотивации и контроля; коммуникационные (умение общаться); технические, связанные с умением обращаться с оргтехникой и техникой связи. Эффективность управления – один из основных показателей степени его совершенства – определяется путем сопоставления результатов управленческой деятельности и ресурсов, затраченных на их достижение.