Структура организации (составляющие элементы и законы)

Организация – это группа лиц, которые взаимодействуют друг с другом на основе правовых норм, экономических, материальных и других условий для достижения поставленных целей. Обязательные элементы организации, это наличие в группе нескольких сотрудников, которые стремятся к достижению одной цели, совместно выполняя определенную работу. В организации действует семь основных законов. Синергии — потенциал организации превышает потенциал и возможности ее отдельных работников. Дополнения – внутри организации функции и процессы дополняются противоположными направлениями.

Сохранения пропорциональности между организацией и ее элементами при любых возможных изменениях. Композиции — все элементы организации подчинены одной общей цели. Самосохранения — любая организация стремится сохранить себя как единое целое. Информированности — порядок в организации достигается тогда, когда у сотрудников имеется информация о положении вещей, что способствует принятию правильных решений. Онтогенеза — жизнь организации может состоять из трех фаз (становление, развитие, угасание) или из пяти (рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение). Задача администрации как можно дольше сохранить деятельность организации. Для организации характерно: наличие ресурсов; разделение труда, вертикальное и горизонтальное; зависимость от внешней и внутренней среды; структурная разновидность.

Миссия организации – это главная цель, для которой она была создана и которая характеризует определенный вид ее деятельности. Миссия детализирует вид деятельности и статус организации для достижения главной цели, вырабатывает стратегию организации. Формулировка миссии обычно включает цель организации по товарам и услугам, рынкам, технологиям, характеризует культуру организации, тип привлекаемых работников. Например, миссия организации – производить автомобили, которые будут поставляться на внутренний и внешний рынок. Миссия организаций культуры и искусства – удовлетворение потребности населения в определенных духовных услугах, интеллектуальных продуктах.

Внутренняя и внешняя среда организации, элементы и уровни процесса управления

Любая организация зависит от внутренней и внешней среды. Внутренняя среда организации – это ситуационные факторы внутри ее. Организации представляют собой созданные людьми системы, которые являются результатом управленческих решений. Однако нельзя утверждать, что все внутренние составляющие находятся под полным контролем. Внутренняя среда организации – цели, структура, задачи, технологии, люди – постоянно требует внимания руководителей. Организация – группа людей с осознанными общими целями, то есть желаемыми результатами, которых стремится добиться группа работающих вместе сотрудников. Каждая организация имеет свою структуру – логические взаимоотношения разных уровней управления и функциональных обязанностей, которые способствуют достижению поставленных целей. Задачи организации традиционно делятся на три категории: работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией. Это предписанная работа или ее часть, которая должна быть выполнена в заранее установленные сроки и заранее установленным способом. Задачи обычно предписываются должности. Технологии организации – это сочетание квалифицированных навыков работающих, необходимое оборудование, соответствующая инфраструктура, инструмент, информация о специалистах. Человеческий фактор – наиболее важный элемент внутренней среды каждой организации. Человеческий фактор, задачи, цели, структура и  технологии в организации тесно взаимосвязаны. Внутренняя среда была объектом рассмотрения различных школ в теории управления. Каждая из них обращала внимание на аспекты руководства организацией в целях успешного функционирования фирмы. Однако исследователи мало внимания уделяли факторам, которые находятся за пределами организации, что, безусловно, было большим недостатком. Вклад каждой школы оценивался с позиции достижения целей организации. В управленческой мысли значение внешней среды не учитывалось, внимание к ее влиянию на организацию появилось в конце 50-х годов XX в. Это важнейший вклад системного подхода в науку управления, потому что организация функционирует в условиях взаимосвязи внутренних и внешних факторов. Любой руководитель должен четко представлять, какая внешняя среда окружает фирму. Повлиять на внешние факторы он не в силах, и должен их учитывать. Изменение одного из факторов внешней среды влечет изменение других, то есть они взаимодействуют. Например, снижение поставок нефти может оказать влияние на состояние всей экономики государства.

К элементам внутренней среды организации относят: разнообразие ее целей; цели структурных подразделений; структуру организации; специализированное разделение труда; необходимость координации деятельности; задачи специализации; технологии; стандартизацию и механизацию;  факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности. Элементами внешней среды являются: законы и государственные органы; профсоюзы; поставщики материалов и капитала; человеческие ресурсы; конкуренты; потребители; международные события; научно-технический прогресс; состояние экономики; социально-культурные факторы. Необходимо разделить уровни управления и определить их функции. Самая высокая ступень управления – это руководитель, который принимает решения, направляет, координирует работу организации. Специалисты в организации готовят, реализуют управленческие решения, они выполняют функции и управления, и исполнения. Исполнители осуществляют информационное обслуживание аппарата управления. Различают менеджеров высшего, среднего и низшего уровня управления. Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и управляющего органа (субъекта). В любой организации есть две подсистемы управления: управляемая и управляющая. Объект управления - организация, на которую направлено управленческое воздействие. Субъект управления - орган или лицо, осуществляющее управленческое воздействие.