Разработка бизнес-плана создаваемого предприятия
Бизнес-план создаваемого предприятия является одним из обязательных документов при его государственной регистрации. В бизнес-плане излагаются содержание предполагаемого вида деятельности, возможности для его начала, продолжения и развития. Целями его разработки являются: обоснование жизнеспособности предприятия в условиях рыночной конкуренции; формирование системы целей, задач и индикаторов деятельности предприятия; обоснование объемов и эффективности привлекаемого собственного капитала и капитала других собственников или кредиторов.
Поскольку в бизнес-плане могут быть предусмотрены решения, представляющие коммерческую тайну, его целесообразно разрабатывать в двух вариантах (рабочий и чистовой). Первый вариант — рабочий (подробный), в нем присутствуют все сведения, представляющие коммерческую тайну. Этот вариант предназначен для узкого круга специалистов и партнеров. Второй вариант — чистовой, предназначен для всех потенциальных участников проекта предприятия. Для исключения несанкционированного использования решений, представляющих коммерческую тайну, инвесторами и кредиторами, к которым предприниматель обращается за финансовыми средствами, в нем нет сведений, представляющих коммерческую тайну, и содержится лишь информация по эффективности заемных средств. При разработке бизнес-плана создаваемого предприятия необходимо соблюдать существующие методические рекомендации, в том числе Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденные Министерством экономики Беларуси. Рекомендуется следующая структура и содержание бизнес-плана.
Титульный лист. Должен содержать наименование проекта, фирменное наименование предприятия, краткое содержание проекта, объем инвестиций, в том числе по источникам их финансирования.
Резюме. В нем должны быть краткое описание целей проекта, сведения об участниках, объеме и источниках финансирования инвестиций, показателях их эффективности и сроке окупаемости, объеме продаж по рынкам, доле предприятия на рынках.
Анализ состояния отрасли. Раздел должен содержать информацию о потенциальных конкурентах и потребителях, изменениях в характеристиках продукции и объеме ее продаж в предшествующем периоде, прогнозной ситуации в отрасли на период реализации проекта.
Описание предприятия. В этом разделе должны быть приведены наименование предприятия, его организационно-правовая форма и форма собственности, размер, место расположения и сфера деятельности, характеристики учредителей и партнеров.
Стратегия маркетинга. В разделе должны быть сведения о запросах и предпочтениях потребителей, емкости рынка, спросе на продукцию, а также о ценах и ассортименте продукции предприятия, методах стимулирования продаж, каналах сбыта и сбытовой политике.
Конкуренты, оценка конкурентных преимуществ и слабых сторон. В разделе должны быть сведения о конкурентах, их преимуществах и недостатках, слабых и сильных конкурентных сторонах предприятия; должны быть представлены мероприятия по устранению или снижению конкурентных недостатков.
План производства. В разделе необходимо обосновать объем производства на основе спроса и производственной возможности предприятия, необходимых оборотных средствах, представить характеристику научно-технического потенциала предприятия, возможности увеличения ресурсной базы.
Организационный план. В этом разделе нужно представить структуру управления предприятием, раскрыть ее эффективность и изложить мероприятия по повышению гибкости управленческих структур и эффективности системы принятия управленческих решений.
Кадровая политика. В разделе должны быть сведения о необходимых трудовых ресурсах и их квалификации, мероприятия по повышению квалификации и производительности труда.
Идентификация и страхование рисков. В разделе необходимо представить возможные виды рисков и их уровень, а также предложения по их снижению и страхованию.
Финансовый план. В разделе должен быть представлен прогноз финансового состояния в виде ряда документов: объем реализации, баланс денежных расходов и доходов, отчет о прибылях и убытках, сводный баланс активов и пассивов.
План внешнеэкономической деятельности. В этом разделе отражаются объемы экспорта продукции предприятия и импорта, а также их эффективность.
Лист предположений. В нем должны быть представлены возможные изменения цен, конъюнктуры рынка, их влияние на экономические показатели предприятия (провести анализ их чувствительности к изменениям исходных условий их расчета) и мероприятия по поддержанию их уровня, то есть должны быть представлены сценарии изменения экономических показателей при различных негативных и позитивных изменениях факторов внешней среды.