Преимущества и недостатки малых предприятий
Указанные особенности функционирования малых предприятий и характер выполняемых функций в значительной мере определяют их преимущества и недостатки по сравнению с крупными предприятиями. Малые предприятия выполняют следующие важные функции: производство и сбыт продукции и услуг; создание инновационной среды, обеспечивающей становление инновационного пути развития и повышение эффективности экономики; обеспечение высокой занятости населения; стабилизация экономической конъюнктуры и обеспечение балансировки спроса и предложения; развитие конкуренции; создание мотивов и стимулов более эффективного использования материальных, трудовых и других ресурсов общества; создание особой среды и духа предпринимательства; увеличение национального богатства.
В рыночной экономике существуют благоприятные условия для занятия малым бизнесом (эти условия по различным причинам не приемлемы для крупных предприятий). Основными из них являются: региональная дифференциация рынка (крупным предприятиям не везде выгодно вести свою деятельность в связи с низкими параметрами рынка; важность персонального обслуживания; нерегулярность спроса (сезонность) и другие условия.
Среди конкурентных преимуществ малых предприятий можно выделить: высокую оперативность в принятии управленческих решений и прохождении управленческой информации, обеспечивающие мобильность производства и возможность быстрого накопления капитала; низкую потребность в начальном капитале, что способствует участию граждан в малом бизнесе; относительно малую длительность производственного цикла, низкий уровень незавершенного производства, что способствует снижению потребности в нормируемых оборотных средствах и ускорению их оборачиваемости (на малых предприятиях она в 2—2,5 раза выше, чем на крупных); это позволяет увеличить доходы, быстрее окупить инвестиции, создать финансовый резерв для страхования рисков; более низкий уровень накладных расходов за счет рациональной организации производства и управления, что позволяет снизить себестоимость и повысить прибыльность продукции; более устойчивый сбыт продукции благодаря ориентации на удовлетворение спроса конкретного потребителя; быструю адаптацию к изменениям рынка; массовость, позволяющая наладить производство разнообразных необходимых товаров; мобильность на рынке и в технологии, что позволяет ускорить освоение достижений научно-технического прогресса; способность трудоустроить большое количество работников, что снижает уровень безработицы; углубление внутриотраслевой специализации путем создания узкоспециализированных малых предприятий, что способствует росту производительности труда и снижению издержек; снижение вредного воздействия на окружающую среду; возможность занятия рыночных ниш, непривлекательных для крупных предприятий.
В связи со спецификой деятельности малые предприятия имеют некоторые недостатки (трудности в работе). Основными из них являются: низкий уровень диверсификации продукции вследствие отсутствия достаточных средств и слабой технической базы; невысокий объем располагаемых ресурсов (небольшой уставный фонд) затрудняет доступ к кредитным ресурсам; зависимость от крупных предприятий; высокая чувствительность к изменению условий хозяйствования из-за ограниченности номенклатуры продукции, низкого запаса финансовой прочности, что грозит крупными потерями или банкротством; трудности в поиске инвесторов; осторожность партнеров при заключении торговых договоров; недостаточность собственных средств определяет трудности малых предприятий в техническом перевооружении, приобретении высокопроизводительного современного оборудования, использовании современных технологий производства, приобретении материально-сырьевых ресурсов, масштабном финансировании научных разработок.
Перечисленные трудности в работе определяют более высокую степень риска малых предприятий. С другой стороны, эти трудности и преимущества малых предприятий обусловливают необходимость их государственной поддержки.